Историческая справка
Двадцатые – это время ухнувших надежд, экономик и веры. Шпенглер провозгласил смерть Европы. Духовную составляющую своего времени он охарактеризовал следующим образом: «Угасание душевной творческой силы, сама жизнь становится проблематичной. Существование без внутренней формы. Искусство как привычка, спорт…». Эти настроения и мысли стали философской основой экспрессионистского творчества. Экспрессионизм был развит в Чехии, Бельгии, Австрии, Франции, Мексике, США, но особенно ярко он проявился в творчестве немецких художников. Именно Германия вышла из войны униженной, разрушенной, погруженной в тяжелый экономический кризис, именно здесь была наиболее развита традиция мистицизма. Немцы обратились к темному закулисью реальности — туда, где живут наши страхи. Они увели зрителя в иллюзорный мир инстинктов и полубреда, оживших слухов о вампирах и маньяках.
Библия киноэкспрессионизма – «Кабинет доктора Калигари», Роберт Вине, 1919 год
Сюжет
Если очень коротко, то сюжет таков: два друга (Алан и Фрэнсис) попадают на представление доктора Калигари: загипнотизированный юноша, лежащий в гробу, по слову Калигари встает и начинает предсказывать будущее зевакам. Алан узнает от него, что доживет лишь до утра – и предсказание сбывается: его убивают. Убийства не прекращаются – в городе маньяк. Похищена невеста героя. Фрэнсис считает, что преступления совершает загипнотизированный юноша. Фрэнсис начинает расследование, он преследует Калигари до сумасшедшего дома и узнает, что тот является его директором… а он сам и его невеста – его пациентами. Так что вполне возможно, что рассказ несчастного персонажа —всего лишь бред… Техническая сторона или как автор намекает зрителю, чем все закончится Ломаные линии, зубцы, остроконечные здания (а-ля готика), деформированные пропорции, отсутствие перспективы, углы, тени , выразительный грим у актеров – все это подчеркивает неоднозначность происходящего на экране: визуальный ряд отражает изломанный мир душевнобольного. Над декорациями работали Герман Варм, Вальтер Райман и Вальтер Рориг, они создали призрачный город иллюзий и теней. |  |
вообще, немые фильмы 20-х годов - отличная штука.
Лицезрел "Франкенштейна" и "Носферату" в своё время - был в восхищении.