Ветрокрылая сильфида, зачаровательница магических драконов
МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ
Носферату. Симфония ужаса
«Земля, усеянная ловушками»
Так охарактеризовала Лотта Х. Эйснер созданную реальность в экспрессионистском кино. Столкновение ярких красок, дисгармония форм, человеческих фигур, пространства и времени, острые углы, зазубрины, пики, леденящая кровь музыка, сплошные метафоры и чувство первородного страха,– все это акцентирует внимание зрителей на главной теме картины – мистический контакт жизни и смерти.
Самым популярным и одним из самых страшных фильмов о вампирах является картина Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату. Симфония ужаса» (1922 год). Недавно пересмотрела ее в компании сестры. Удивительным открытием для нас обеих стал наш обоюдный интерес и восхищение. А я уж было подумала, что, детишек, испорченных современным «спецэффектным» кинематографом, едва ли можно удивить столь «древним» кино.
![]() | Костлявая безволосая фигура, густые брови на мертвенно-белом лице, черные тени под глазами, скрюченные пальцы, увенчанные когтями – таким был самый первый вампир. В кинематографе - граф Орлок. На протяжении фильма герои все более и более погружаются в черный хаотичный мир страхов, воплощенных в образе Орлока. |
Огромная роль в создании этого персонажа принадлежит типичному для экспрессионизма гриму и игре теней. Так что, если увидите в каком-нибудь другом (пусть и не вампирском) фильме ползущую тень, знайте - первым был Мурнау. | ![]() |
Помимо игрой со светом режиссер использует приемы:
- негатив: с его помощью он изображает призрачный лес, окружающий замок вампира
- алые рассветы и закаты (здесь все очевидно)
- отсутствие перспективы в кадре - как символ отсутствие путей к спасению и важная черта экспрессионистской живописи
- рапид: адская карета сверх-быстро унесла героя в обитель зла (нарушение не только перспективы, но и движений, что подчеркивает иномирье, в котором живет вампир)
- фосфорирующие волны
- восстание из гроба (сцена была спародирована в фильме «Дракула мертвый и довольный» и процитирована в"Мрачных тенях", "Носферату. Призрак ночи", "Дракуле").


Носферату: Призрак ночи
"Вампир умер, да здравствует вампир!"
Посмотрев этот фильм, понимаешь: вампиры истинно бессмертны - их невозможно истребить. «Носферату: призрак ночи» от Вернера Херцога - "воскрешение" «Симфонии» в 1978 году. Фильм сюрреалистичный:
- мотив двойничества: муж Нины меняется местами с вампиром, он превращается в упыря, Носферату получает женщину и покой, а Харкер - бессмертие и бесконечное одиночество
- метаморфозы: город погружается в хаос, в нем царит смерть, вместо торжественных шествий - траурные, вместо искренней радости - пир во время чумы (явная отсылка к «Декамерону» Боккаччо). Вода - символ метаморфоз. В этой картине она постоянно присутствует в жизни героев: канал в городе, горная река-дорога к замку Носферату, море.
![]() | Для сюрреализма характерна тема смерти и внутреннего зрения. Смерть заявлена с первых секунд фильма: оператор подробно показывает уродливые мумии взрослых и детей. Смерть - это вампир. Он чума, безумие, хаос, зло, тлен. Носферату не способен созидать и любить: "Отсутствие любви - это боль", - говорит он Нине. Он требует ее люби, вымогает. Любовь воплощена в образе Люси. Она жертвена, светла (героиня одета в светлые тона, за исключением двух сцен), верна, умеет отпускать и защищать. Все остальные герои этих черт лишены. Любовь - чувство ирреальное. Именно оно дает Люси внутреннее зрение - интуицию, предчувствие. "Вера позволяет видеть вещи, которые мы считаем невозможными", - героиня пытается рассказать ван Хельсинку, что она знает, как избавить город и любимого от внезапно вспыхнувшей беды. Но жители и доктор глухи ее мольбам о помощи. Тогда Люси жертвует собой и погибает, унося с собой и жизнь вампира. |
Образ Люси и вампира связаны и противопоставлены друг другу: котята и мыши, белый цвет и черный, любовь и разрушение, вера и обреченность... Именно эти двое оказываются центральными персонажами фильма, что в 1992 году повторит Коппола в "Дракуле", но с иными смыслами.
В фильме четко просматриваются аналогии между героями и центральными понятиями Фрейда: Оно, Эрос, Танатос. Оно воплощено в образе вампира. Где Носферату - там пляска теней. В кадре фигура вампира куда-то исчезает, но зато увеличивается до огромных размеров Тень, покрывающая собой здания и людей. В Тени, как утверждает Фрейд, живут наши инстинкты - Эрос и Танатос - влечения к удовольствию и смерти. Оба эти инстинкта также прекрасно проиллюстрированы, особенно ярко в последних 30 минутах картины. Образ ван Хельсинка с его "смирись, дитя" и прочими фразами напоминает супер-эго. | ![]() |
Фильм получился красивым, захватывающим, устрашающим и крайне пессимистичным - единственный искренний и разумный и зрячий персонаж погиб, а смерть и безумие остались.


Дракула
«Любовь и смерть, Смерть и любовь…»
«Дракула» Френсиса Форда Копполы (1992 год) генетичеки восходит к двум вышеупомянутым фильмам о вампире. Теперь история вампира подана под соусом "постмодернизм".
Фильм назван критиками "киноэнциклопедией дракулизма". И действительно, персонаж очень хорошо проработан - от костюма до "сопутствующих аксессуаров". Вампир - зверь. Он утробно рычит, перевоплощается то в волка, то в чудище. У него волчья душа, волчья сущность: белый волк и тень волка вместо его тени – он одинок, дик и верен. Вампир - это кровь. Много крови. Его алый халат с длинным шлейфом мгновенно вызвал две ассоциации - дракон. И за ним тянется шлейф крови невинных жертв.
Вампир символизирует сексуальный инстинкт. Он пробуждает древлющую страсть сначала в Люси, затем в Мине. Он сама страсть - пьянит, одурманивает словно абсент: «Я пересек океаны времени, чтобы найти тебя»..Он прекрасный принц-дьявол, искушающий Мину. Маг – повелитель стихий. Враг жизни (цветы вянут, люди мрут). Любовь вампира не благо, но проклятье: она заразительна – от нее умирают и начинают хотеть есть

Он воин веры, бросивший вызов Богу – знакомая история, не так ли? Веровавший и чувствовавший живой, стал бессмертным обозленным цинником. Вспомните его шуточки и детскую радость при виде ужаса, охватившего Харкера, когда тот увидел вампирш, пожирающих ребенка.
Наконец, вампир Копполы бессмертен, не любит свет, обижен на бога, превращается в туманы, вливаясь в спальню подруги. Он любит горький юмор и игру слов: «Мне сказали, что вы человек со вкусом». Дракула – симпатичный паразит.



Игра теней также присущая фильму, но не завораживает и временами кажется излишней – действительно пугающие призраки вампира были у Мурнаю и Дрейера. Здесь тень является скорее отражением темной воли, потаенных мыслей и желаний Дракулы. Есть лишь одна сцена, где мне тени понравились: "тени прошлого" на фоне протекающей беседы-воспоминания Дракулы и Мины.
Как я уже сказала, фильм активно цитирует своих предшественников. Здесь вы найдете элементы экспрессионистского стиля:
- угловой ракурс, подчеркивающий безумие Рендальфа
- антитеза "рай-ад" из сцены прощального поцелуя влюбленных: увитая цветами беседка, ширма из павлиньих хвостов и неземная Мина в нежной бирюзе против чертогов кровавого Дракулы
- не обошлось и без хрестоматийного восстания Дракулы из гроба и крупного плана писем и дневников.
Из херцегоского фильма режиссер позаимствовал символическую пару женщины и нежити. В данной картине Мина начинает, как и ее предшественница, светлой девушкой. Нежная бирюза и светло-зеленый цвета ее костюма подчеркивают естественность, светоносную сущность – эдакое "истинное добро". Ван Хельсинг говорит о ней: «В жизни есть темные стороны и светлые, и вы, дитя мое, из тех, кто несет свет (… ) самый яркий свет».
Но далее, этот персонаж выходит за рамки эпичного характера - появляется диалектика души героини. Вампир пробудил в Мине неведомое ей до селе чувство – она надевает красное и декольтированное. А ее подруга перед смертью передает ей эротическо-чувственную эстафету (кольцо). Мина оказывается на распутье - между Светом и Мраком, между мужем и вампиром. Ее сердце полно тревог, смутных предчувствий - это подчеркивает серо-зеленый костюм. Ее накрывает Тень. Наконец, будучи в замке Дракулы, она одета в темно-зеленое бархатное платье – как Елизавета, погибшая возлюбленная вампира. | ![]() |
Помимо темы вечной любви, в тексте картины представлены размышления о телесной и духовной составляющей любви - что важнее? Эта линия связана с образом Люси. Она вечная невеста и суккуба, любовница дьявола. Люси сплав страсти и невинности. Она соблазнилась вампиром, потому что "сама этого хотела". Кульминация темы о духе и теле - в параллельных свадьбах - Мины и Люси, на небе и на земле, для вечной жизни и в вечной смерти.
Фильм, в целом, мне нравится, особенно костюмы и несколько сцен. Но, на мой вкус, слишком много коллажа было использованно, что мешало лично мне воспринимать картинку.


@темы: Иллюстрации, Кинематограф, Удивительные культурные истории
На все это я обращаю пристальное свое внимание. Ты же любишь анализировать не картинку, а содержание. Для меня это набор фильмов а вапмирах, интересных и не очень. Для тебя же цель исследования. Спасибо, что открыла для меня новый способ осмысливать содержание, новый подход к созерцанию деталей.
Ты умничка. горжусь тобой)
Гость, спасибо и тебе