Ringarin
Ветрокрылая сильфида, зачаровательница магических драконов
ОТ НОВОГО ИСКУССТВА К АНТИИСКУССТВУ
Или маленькая история о том, как война меняет представления людей о самих себе и мире


Этот пост посвящен двум направлениям – футуризму и дадаизму. Один возник до I мировой, а другой - после нее, как реакция на это событие. Футуристы активно воспевали красоту машин, но любовь оказалась не взаимной - большая часть художников данного толка погибла на полях сражения от военной техники. Ужас и боль, вызванные механизированной массовой бойней побудили ряд иных художников начать движение протеста под названием "дада" ("дадаизм").

Футуризм (1909-1910) – искусство о будущем

Основные черты эстетики или как понять, что пред вами футуристическое нечто:

• Произведения искусства посвящены поездам, автомобилям, самолётам; взрывам, разрушениям, революциям
• Авторская орфография
• Выраженная динамичность (даже в живописи) – все подчеркивает движение вперед, скорость
• Эпатаж
• Смелые эксперименты в языке и цвете (сочетание не сочетаемого, новояз (заумь))
• Эффект смазанности (часто используется в кинематографе)
• Введение звука в название картин:


«Скорость автомобиля + свет + шум», Джакомо Балла, 1913


«Я пою патриотичную песню на площади Сиены», Джакомо Балла, 1915


Футуризм наиболее полно раскрылся в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Художники данного направления воспевали технический прогресс, красоту машины, а также бунт, революцию, войну как средства преображения мира. Многие из них активно приветствовали пришедших к власти большевиков и нацистов, а также начало войны.

Философской основой футуризма стали: сплав ницшеанства, философии Бергсона, анархизма и коммунистических идей.

«Вышедший город», Умберто Боччони, 1910-1911


«До сих пор литература восхваляла задумчивую неподвижность, экстаз и сон. Мы намерены воспеть агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, бег гонщика, смертельный прыжок, удар кулаком и пощечину»

«Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой - красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, - она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской»

«Красота может быть только в борьбе. Никакое произведение, лишенное агрессивного характера, не может быть шедевром»

«Мы будем восхвалять войну - единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине»


Филиппо Томазо Маринетти «Обоснование и манифест футуризма»


Живопись. В изобразительном искусстве футуризм отталкивается от фовизма, у которого он заимствует цветовые находки, и от кубизма, у которого перенимает многие элементы формы и приемы организации художественного пространства. Знакомство с достижениями физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психические поля и «силовые линии». Зритель, помещенный в центр такой картины, по мнению футуристов, именно ее силовыми линиями вовлекается в активное участие в изображенном событии.

Главные принципы: движение, энергия, сила, скорость, симультанность (наложения последовательных фаз на одно изображение). Движение часто передавалось путем наложения ряда последовательных кадров кинопленки на один («смазанные» кадры с изображением лошади или собаки с двадцатью ногами). Энергетические поля или состояния души изображались с помощью абстрактных динамически закручивающихся в пространстве цветоформ. Время представлялось четвертым измерением, изображалось с помощью изображения разновременных событий на одном полотне.

Скульптура. В скульптуре подчеркнута тяга к объединению в скульптурах-конструкциях формы, цвета, движения и звука. Умберто Боччони считал, что в одной скульптуре необходимо использовать как можно больше различных материалов для усиления пластических эмоций. Он стал предвестником поп-арта и таких типов современных артефактов, как инсталляция, абстрактная скульптура.

Литература. В России существовало несколько футуристических группировок, наиболее плодотворной из них и близкой к собственно футуризму была «Гилея», в которую входили А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников, братья Бурлюки, В. Каменский и др. Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиционную систему литературного текста, начиная от смешения всех и всяческих жанров (вплоть до синтезирования многих искусств – футуристическая опера «Победа над солнцем», 1913), введения новых принципов стихосложения, основанных на композиционных «сдвигах» и смысловых парадоксах, разработки тонического стиха, визуальной (графической) поэзии, использования архаической, фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным «словотворчеством и словоновшеством» – изобретением зауми.

Дадаизм (1916-1922) - проповедь бессмысленности и антиискусства

Основные черты эстетики или как понять, что пред вами дада:

• Гротеск
• Иррациональность и алогичность
• Стремление к бунту
• Эпатаж
• Отказ от осмысленных слов, звукоподражание, имитация детских каракулей
• Принцип случайной (стохастической) организации композиций
• Демонстративный антиэстетизм
• Цинизм, разочарованность

Дадаизм зародился в Швейцарии как реакция на ужасы невиданной до селе войны. В последствие он перекинулся во Францию и Германию. Целью художников этого направления было внушить публике, что все сложившиеся ценности - моральные или эстетические - после катастрофы войны утратили свой смысл. Единственный закон - это случай, единственная реальность - это собственное воображение. Мир рационального сознания, создавшего машины смерти, здорово напугал людей, и художники обратились к иррациональному, чтобы там найти равновесие и свободу. Отказ от логики именно потому и стал одним из китов направления.

Наиболее характерно для дадаизма было использование изделий заводского изготовления (что позднее в США разовьется в поп-арт) - превращение готовых форм в произведения искусства через изменение их функций. Марсель Дюшан ставил на изделиях массового производства свою подпись, давал им неожиданные названия и выставлял как произведения искусства.

«Фонтан», Марсель Дюшан, 1917
Марсель Дюшан купил стандартную модель писсуара, переориентировал её на 90 градусов от нормального положения, написал «R. Mutt 1917» (свой псевдоним и дату создания произведения) - так создавались шедевры антиискусства.


Используемые техники. Коллаж, так поэты писали свои стихи, вырезая слова из газет и перемешивая их - что вышло - то и стих. Музыка писалась также - случайные последовательности нот и скрежет электроники. Аэрограммы. Реограммы. Реди-мейд.
В 20-е годы дадаисты Франции стали сюрералистами, а в Германии - экспрессионистами.

Живопись. Коллаж стал основной формой творчества дадаистов. Это приём создания произведения из образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа:

цюрихский «случайный» коллаж берлинский политический коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.

@темы: Иллюстрации, Удивительные культурные истории