Ringarin
Ветрокрылая сильфида, зачаровательница магических драконов
Ампир (от фр. «империя») - стиль позднего классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления Наполеона I (примерно 1800—1820 годы.). В Российской империи этот стиль появился при Александре I.

Костюмы данного периода широко представлены в фильмах по романам Джейн Эйр, например


«Гордость и предубеждение», Джо Райт, 2005
Мать героинь одета по моде XVIII века




Демократия — воспоминание об Античности


Какому периоду истории подражали женщины XIX века в своих нарядах и почему?

Истоки стиля ампир лежат в двух важных событиях конца XVIII века: Французской буржуазной революции и раскопках в Помпеях. Идеи о демократии и равенстве, хорошо сохранившиеся образцы античной (римской) культуры — всё это породило в умах людей стойкие ассоциативные связи:

1) две великие империи — Древний Рим и Франция (его современный аналог) ;
2) два выдающихся лидера — Александр Македонский и Наполеон (да, у этого царственного коротышки было знатное самомнение).

Новая идеология нашла своё отражение в произошедшей революции в моде: люди стали одеваться единообразно - один фасон, одинаковые цвета, похожие ткани. Так появился демократичный стиль одежды, который мы наблюдаем и сегодня.

Ушли в небытие сложные костюмы, парики, мушки. Не стало дорогих тканей, которые не могли себе позволить простые граждане. «Баррочный унисекс», назовём это так, когда кавалеры в роскоши костюма не уступали дамам, был изгнан с позором как рудимент постылой феодальщины. Мужчины надели строгие костюмы — в моду вошёл энергичный деловитый человек. Женщинам был предложен образ богини, укутанной в лёгкий хлопковый хитон белого цвета.

Классовое положение в XIX веке определялось количеством одежды и качеством её пошива. Например, считалось, что модная дама должна иметь 385 шляпок и столько же пар обуви. Бедные мужья!

Кстати о богатстве, бедности и расходах на женский гардероб. Жена стала визитной карточкой мужа: уровень его доходов отражал женский наряд. Ох уж эта хитроумная аристократия, везде найдёт лазейку, чтобы подчеркнуть свою отдалённость от простого народа даже в период провозглашённого равенства!


Гордость и предубеждение, Саймон Лэнгтон, 1995

Платье шемиз, 1806 год: завышенная талия, струящиеся складки, вышивка, имитирующая античный орнамент.


Кутюрье XIX века в своих работах трактовали Античность как Римскую империю. Так вместо свойственных греческому наряду минимализму, пластичности и функциональности они отразили в костюмах нового времени римскую пышность. Силуэт женского костюма был приближен к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны. Блестящие ткани (шёлк) украшали однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой. В качестве орнамеа использовали как греческие, так и римские, этрусские, турецкие образцы.

Повальное увлечение всем античным нашло отражение даже в названии женских платьев: «Психея», «Галатея», «Креолка» и другие.

Забавным следствием слепого копирования «античного» стала обнажёнка. Наряды женщин поражали воображение степенью открытости - голая шея, декольте, проходящее по линии сосков, высокие разрезы на полупрозрачнх платьях и т.д.. К 1804 году народ одумался. Были смоделированы платья, умстные не только с точки зрения этикета, но и климата: с рукавами, не таким откровенным вырезами, без шлейфа. Но и эти нововведения не спасали дам от морозов...


Карикатуристы не оошли это явление своим вниманием




Ой, мороз, мороз...


Почему мода XIX века была не менее опасной для жизни и здоровья, чем в предыдущие периоды?

В XIX веке ведущая роль в модах перешла к женскому костюму. Мужской же мог отличаться только качеством ткани и белизной белья. «Аристократизмом в мужчине считался талант, а в женщине красота» - писали журналы.

Рядом с кавалером, затянутым в узкие, наглухо застегнутые одежды, дама представляла печальное зрелище: лёгкое однослойное платье, открытые шея, руки, грудь, а на ногах - туфельки без каблуков на тоненькой подошве. В такой обуви невозможно было ходить после дождя. Модный журнал для дам за 1801 год цинично утверждал, что «нельзя быть модницей, не имея экипажа». Зимний дамский гардероб отличался от летнего лишь надетым сверху жакетом спенсером или пальто. Не удивительно, что в последствие в моду вошли русские шубы.

Следовать моде было опасно. Газеты пестрили сообщениями о смерти юных дам: «Г-жа де Ноэль умерла после бала, в девятнадцать лет», «м-ль де Жюинье — в восемнадцать», «м-ль Шапталь — в шестнадцать».

«Высокая» мода


Почему мода так стремительно начала обновляться именно с началом XIX века?

В предшествующие эпохи костюм шился под заказ, имел неповторимый дизайн и отражал вкусы заказчика, а модные тенденции «назначались сверху» - королём и его окружением. Портные, которых можно было бы смело окрестить «кутюрье», оставались безвестными творцами.

Великая французская революция изменила эту ситуацию, подарив мастерам самостоятельность при создании новых моделей, так как на время исчезли главные участники моды — король и придворные. Серийное же производство одежды способствовало появлению спроса на вещи дорогие и уникальные - от кутюр.

Знаменитые портные начала XIX века:

Нанси, модели в греческом стиле,
Рембо, ориентировался на римские образцы,
Леруа одевавал императрицу Жозефину, помимо одежды создавал духи.

Отцом «высокой»считается Чарльз Фредерик Ворт (1825— 1895 гг.). В 1858 году он открыл собственную мастерскую, в которой шил платья для самых высокопоставленных клиенток, а с 1860 года Ворт стал портным императрицы Евгении и ещё 8 королев.

Гонке тщеславия способствовала развитая к тому времени журналистика. Множество журналов наперебой в борьбе за аудиторию провозглашали модные тенденции:

1802 год: «В Лоншане обращали на себя внимание прозрачные шляпы из плетенки, украшенные перьями, и венгерские токи».

1802 год: «Шляпы из плетенки, как и капотики из крепа цвета трубочиста и василькового, считаются теперь вульгарными».

1802 год: «Шляпы из желтой соломки в большом ходу, их насчитывают больше двадцати сортов; в особенности в моде высокие, с загнутыми полями «по-английски»; иногда поля бывают загнуты и сбоку».

1802 год: «Теперь в моде длинное платье «Фияомела». С корсажем, спина которого в этрусском вкусе; рукава короткие с отделкой, частью в испанском, частью в греческом вкусе; кроме платья «Фияомела», будет еще в моде только короткое платье «Глаонис»; покрой его будет частью в римском стиле. Таково решение комитета в Лоншане».

К слову, этот комитет состоял из красивейших женщин Лондона, которые и создавали моду. Они определили даже время для различных занятий и одежды, им соответствующей. Так в восемь утра красавица должна была отправляться в ванну в пеньюаре «Галатея», после ванны за утренним шоколадом полагался передник «креолка», после шоколада надевалось платье «Помона», пригодное для верховой езды и утренней прогулки пешком.


Бальное платье 1800 года из белого батиста. Вышивка золотой нитью

1808 год. Портрет Паулины Бонопарт. Появися цвет, белый был оттеснён

Бальное платье из тафты 1815 год

Излёт ампира, бальное платье 1818-1820-х годов




Искусственная естественность


Как улучшали фигуры в XIX веке?

Новый тип красоты диктовал иного макияжа: вместо искусственного румянца дамы наводили искусственную бледность и рисовали на висках голубые прожилки, подчеркивая нежность кожи.

Причёска менялась быстрее, нежели платье. Дамы носили парики — тёмные и светлые, меняя окрас исходя из того места, куда они собираются. Парики были популярным свадебным подарком. Так дочь Лепельтье-Сен-Вагю получила их целую дюжину.

Одежда, ка я уже говорила, первоначально не скрывала ничего. Об этом даже писали, взволнованные мужчины: «нарядившись богинями и танцуя, как ангелы, вальсировали от души, с обнаженными руками и бюстом, почти что без башмаков, в узких, облегающих платьях , волнообразные движения которого обнаруживали все их сокровища».

Кстати о волнующих формах. В 1805 году, согласно требованиям моды, фигура мужчины должна была соответствовать такому описанию: «Мужчина, одетый по моде, должен иметь круглую спину и квадратное лицо, короткие руки и длинные ноги и быть близоруким. Кто не обладает всем этим от природы, должен обратиться к сведущим мастерам; это их дело; в два дня они сделают из вас образец моды». Чтобы создать нужный образ сильная половина не брезговала специальными накладками.

Женщины относительно своего внешнего вида выслушивали немало шуточек. Например, де Сегюр называл некоторых дам «длинными, тощими или короткими и толстыми, сухими, желтыми или черными с голыми руками и шей, вообразившими себя Аспазиями». Прекрасная половина таких издевательств не стерпела и поспешила исправить недостатки природы. Они стали носить искусственный бюст, поддельные икры и т. п.


Карикатура «Три грации и сильный ветер»

@темы: Иллюстрации, Удивительные культурные истории