Один из самых распространенных образов-символов в цикле произведений Толкина об Арде – Мировое Древо в разных его воплощениях. Этот символ известен практически во всех культурах, в том числе и христианской. С его помощью строится мир Арды, композиция произведений «Сильмариллион» и «Властелин колец», система персонажей и многое другое.
Мировое Древо олицетворяет столп мира, его основу, центр равновесия сил Добра и Зла, гармонии и хаоса. Основой мира Толкина стали два Древа Валинора. С помощью Тельпериона и Лаурелина задана пространственно-временная координация, определено смысловое пространство цикла, включающего «Сильмариллион» и «Властелин колец». На протяжении всей истории Среднеземье борьба Света и Тьмы велась вокруг этих деревьев в их различном воплощении (от столпов до Арагорна). Космология толкиновского художественного мифа строится вокруг данного символа.
В обоих произведениях неизменно присутствует образ Мирового Древа в различных его видах – от собственно деревьев до символики на одежде героев, гравировках их мечей и т.п. Необходимо отметить два важных момента. Во-первых, образ Мирового Древа на протяжении цикла распадается на ряд более мелких образов: деревья, рисунки деревьев, столп, солнце, луна, цветок. Во-вторых, генетическая связь между более мелкими символами и Древом не прекращается и легко прослеживается, таким образом, символически это означает никогда не исчезающее из мира Добро. Его уничтожить невозможно, оно приспосабливается под изменения мира и в том или ином образе присутствует в нем. Тоже самое касается и Зла.
СТОЛПЫ.
читать дальшеРазделение мира на Добро и Зло произошло еще при его творении: Мелькор создал свою мелодию и вплел ее в песню-ткань созидания. Деление Арды на Свет и Тьму (они синонимичны Добру и Злу) состоялось, когда валары создали Светильники на двух Столбах. Так появились первые координаты мира и постоянный свет. Мелькор, олицетворение первородного Зла, разрушил их, что привело к погружению Среднеземья во тьму на многие века и катастрофе: «При низвержении столпов земли рушились и моря выходили из берегов; а когда разбились Светильники, - губительное пламя потекло по земле. И облик Арды исказился». Столпы валаров исчезли из мира, но их образы еще два раза появляются в художественном пространстве цикла.
Сначала – в четвертой части «Сильмариллиона». В древнем королевстве людей – Нуменоре – находилась гора, названная Менельтарма, что переводится как «Небесный Столп». На той горе располагался духовный центр королевства – святилище Эру. С усилением власти Саурона это святилище было забыто, Белое Древо королей срублено, а неподалеку нуменорцы построили храм Мелькора. Таким образом, духовная опора королевства была надломлена, так же как и чистота и благородство королевского рода, темное начало взяло верх, и поэтому Нуменор был уничтожен.
Во второй книге «Властелина колец» мы видим такое воплощение образа столпа: «Это Аргонат, Столбы Королей!». Это стражи древнего королевства – огромного размера каменные изваяния древних королей. Они сторожат путь в Гондор по реке. По обоим берегам расположены дозорные башни, с которых в старые времена защитники Гондора обозревали границы.ВАЛИНОРСКИЕ ДРЕВА И ИХ ПЛОДЫ.
читать дальшеСтолпы стали прообразами более совершенных созданий – Валинорских Древ. Они не просто вернули миру Свет, благодаря их поочередному свечению в мире появилось Время. Помимо этого, Древа источали воду и являлись красивейшими творениями валаров. Так новым символом оси мира стали Древа Валинора.
Мелькор и порождение хаоса – Унголиат – уничтожил их. Мелькора свет пугал, с появлением Деревьев ему пришлось спрятаться. Унголиат же жаждала поглотить Свет и ту силу, которую он нес, чтобы стать еще более могущественной. После уничтожения Древ, мир вновь погрузился во Тьму, а Зло обрело новую силу за счет подпиткой от сил Добра: «Свет погас, но наставшая Тьма была больше, чем просто потеря света. В тот час родилась Тьма, что казалась не пустой, а живой тварью – ибо она порождена было злой силой из Света и владела мощью проницать взор, входить в сердце и душу и покорять волю».
Перед тем, как умереть, Древа дали Плод и Цветок – следующее поколение символов «…Ауле <…> создал ладьи-сосуды, чтобы хранили они их, пропуская сияние. <…> Эти ладьи они отдали Варде, ибо надлежало им стать светочами небес…» «Трава на склонах кургана пестрела звездчатыми золотистыми цветами» . И в Дольне: «И вот в двух владениях Среднеземья на протяжении всей Эпохи (третьей – прим. авт.) хранились неумаленными блаженство и красота эльфов – в Имладрисе и в Лотлориене, потаенном краю <…>, где на деревьях цвели золотые цветы». И в качестве эмблемы королевы древнего эльфийского царства: «И королева подала ему лембас <…> обернутый в серебристые листья; узелки же нитей, которыми был обвязан сверток, были запечатаны ее печатью белого воска в виде цветка Тельпериона». И в названии аристократического дома Гондолина, чей воин защищал ценою жизни свой народ: «доблесть златовласого Глорфиндейла, вождя рода Золотого Цветка Гондолина». «Торонтор поднял из бездны тело Глорфиндейла и родичи погребли его близ тропы, под курганом из камней; там выросла зеленая трава, и золотые цветы цвели на кургане средь скал, пока не изменился мир».
С появлением Цветка и Плода в мире вновь возник свет, на этот раз в образах солнца и луны: «Первый восход Солнца <…> озарил пики Перолов; тучи, застилавшие Среднеземье, вспыхнули и послышался плеск множества водопадов. Тут Моргот пришел в смятение, укрылся в глубоком чертоге Ангбада <…>». Солнечный свет победил воплощение Тьмы и пробудил людей: «С первым же восходом солнца на востоке Среднеземья <…> проснулись младшие Дети Илуватара». С тех пор с рассветом всякая темная тварь стремилась спрятаться в тень, в свете солнца сила Добра увеличивалась, а сила Темных уменьшалась. С восходом приходит помощь, Йовин убивает Короля-Чародея. И наоборот, ночью на отряд Хранителей нападают волкалаки и войско Сарумана, с приходом колдовской тьмы Саурона – войско Мордора атакует Минас Тирит. ДЕРЕВЬЯ.
читать дальшеСо временем цельный образ Мирового Древа рассыпается на ряд малых образов, среди которых есть собственно деревья. Деревья продолжают нести значение опоры, равновесия. Уничтожение дерева в мире Толкина влечет за собой перекос этого равновесия.
Подтверждение данной мысли мы находим на протяжении всей истории Среднеземья: разрушенные столбы погружают Среднеземье во Тьму, уничтоженные деревья Валинора, Нуменора, Мории, Изенгарда и даже Шира являются первым признаком лиходейства Зла. Деревья искореженные, вырубленные, умершие всегда являются предвестниками нехороших изменений. И наоборот: здоровое, цветущее дерево в мифопоэтике Толкина знаменует приход мирных дней, расцвета жизни и благословения высших сил.
Исследователи мифологий говорят о связи между образом Мирового Древа и моделью брачных отношений, преемственностью поколений, генеалогией рода. У Толкина эта связь прослеживается в описании истории королей Нуменора (от Элроса до Арагорна) и Белого Дерева. Во-первых, Белое Дерево является символом королевского рода. Во-вторых, в «Сильмариллионе» и «Властелине колец» всячески подчеркивается неразрывная связь между жизнью Белого Дерева и жизнью короля: «Вновь велел он (король Инззиладун – прим. авт.) заботиться о Белом Древе и предрек, что, когда погибнет Древо, сгинет и королевский род». Наконец, и Древа Валинора, и короли Нуменора (Арагорн в частности) несут в себе идею опоры мира, равновесия сил Добра и Зла. Белое Древо генетически восходит к Великим деревьям, оно стало подарком от эльфов королям Нуменора. Именно вокруг этого образа и образа Арагорна в дальнейшем вспыхивает борьба двух извечных сил.
Как погибающие деревья символизируют перевес злых сил, так и исчезновение королей Нуменора символизирует конец мирных дней в Среднеземье: оно медленно начинает погружаться в хаос. Каждый раз, когда ось мира (в образах короля и дерева) разрушалась, мир переживал катастрофу.
Цветущее дерево, здоровое, большое, напротив, символизировало воцарившуюся гармонию в мире. Короли, ведущие свое происхождение от полуэльфа, получившие мудрость эльфов, стали наставниками народов Среднеземья, залогом мира, хранителями мира от зла, служили ему опорой. Не случайно образ Арагорна контекстуально оказывается связан с ростком Нимлота. Оба были укрыты до времени – один в Дольне, другой в снегах горы, – оба считались безвозвратно потерянными для мира, оба связаны жизнью один с другим и оба приходят в мир в самый критический момент, становясь его духовной опорой. ИНЫЕ, БОЛЕЕ МЕЛКИЕ СИМВОЛЫ.
читать дальшеЛегендарный меч короля, с которым он встал на защиту своего мира, содержит символику солнца и луны. Мы уже упоминали, что согласно мифу Толкина, солнце и луна – генетически восходят к Древу, его светоносной сущности, и несут в себе функцию созидания времени. Наличие такой гравировке на мече отсылает нас ко вполне определенным ассоциациям: меч сиял «…и был в этом сиянии и красноватый отблеск солнца, и серебристый блеск луны».
Отсылки к Древам мы встречаем на протяжении всего текста «Сильмариллиона». Их образы присутствуют в описании древних эльфийских королевств и городов: «колонны Менегрота были подобны букам Оромэ», в Тирионе важными элементами были маяк и дерево, деревья были и в Гондолине: «во дворах Тургона стояли изваяния Дерев древности, исполненные с эльфийским мастерством самим Тургоном; то Древо, что он сделал из золота, звалось Глингал, другое же, с цветами из серебра, - Бельтиль».
ФУНКЦИЯ ДЕРЕВА В МИФЕ ТОЛКИНА.
читать дальшеПомимо опоры мира, взаимоотношений Добра и Зла, системы координат и создания времени деревья в творчестве Толкина выполняли следующие функции: очерчивание границ, охрана дома и различных существ, испытание, помощь.
Функцию границы между мирами в равной степени исполняют деревья и вода. Первое пограничье мы находим у ворот Мории, где на входе волшебным металлом нанесен рисунок, важным элементом которого выступают деревья. Это граница между царством наземным и царством подземным.
Вторая граница – между временем. В Лориенских лесах благодаря силе одного из эльфийских колец остановилось время: там все еще царит первая эпоха, с ее чудесами.
Третья – проходит между миром Добра и миром Зла: «Постепенно он успокоился, и Фродо узнал, что дорога вдоль хребта ведет к Перекрестку, обсаженному большими деревьями. Оттуда правая дорога уходит к Осгилиату и к мостам на Андуине, а средняя – на юг, все дальше и дальше, до самых Великих вод». Третий путь ведет к сердцу темной страны: «Ну а левая дорога? – Да, да, левая, - поспешно ответил Горлум, - она ведет наверх, все выше и выше, прямо в Тень».
Есть и четвертая граница – между королевствами Рохан и Гондор: «А на утро – снова вперед, через Фолд и Финмарх, где по правую руку Священные Дубравы взбирались по отрогам к рубежам Гондора, а по левую руку лежали туманы над болотами в устье Энтовой Купели» . Заметим, что на всех четырех границах появляются не только образ дерева, но и воды: озеро у врат Мории, река Нимродель в Лориене, Андуин между Мордором и Гондором и Энтова Купель между Роханом и Гондором. Символика воды представляется очень важной проблемой, однако рассмотрение ее не входит в задачи данной статьи.
Мотив испытание героев деревьями мы находим в главе «Древлепуща» . Злые деревья – большая редкость в мире Арды. Темные деревья есть в Сумеречье и Древлепуще. Остальные же стремятся помогать – активно или пассивно. Например, энты, Том Бомбадил и люди Друадан помогают людям в их борьбе с темными силами.
Под сенью деревьев герои часто находят ночлег (на границе Лориена хранители ночуют на дереве, что помогает им в безопасности отдохнуть после тягот пути через Морию) и спасение (убегая от назгулов). В цикле множество моментов отдыха, которые очень похожи на этот: «Путники выбрали вяз пораскидистее и решили перекусить. Под ветвями с пожелтевшей, но густой листвой было уютно и почти сухо».
Леса и деревья стали домом для древних народов Среднеземья – эльфов из Сумеречья и Золотых лесов, Тома Бомбадила и Златеники, энтов и людей Друадан. Деревья давали кров и героям легенд: Лютиэн, Нимродель и др.
Дерево послужило и материалом для создания волшебных артефактов. Так, Фарамир подарил хоббитам посохи: «Это любимое мастерами Гондора дерево лебетрон. Их заново оковали для вас. Посохи не потеряются, на них чары». В ларце из этого дерева хранилась корона королей дунаданов. А от Галадриэль Хранители получили украшения с растительными мотивами и волшебный хлеб, завернутый в листья мэллорна. Пряжки помогли путникам разыскать своих друзей: «Не напрасно падают листья в Лориене. Это не потеря, это знак для нас». Мэллорн же сохранил свежесть хлеба.