14:34 

АРХЕТИП АНИМЫ

Ringarin
Ветрокрылая сильфида, зачаровательница магических драконов
Анима (Женщина, Женственность или феминность) – рождающее, творение, хранение.

В структуре мужской психики Анима олицетворяет образ Той Самой женщины, рядом с которой мужчина будет ощущать полноту счастья, а также его вторую половинку души, обретя которую, он станет цельным. (Миф о людях-половинках рождается как раз из смешения обстоятельств внутренней и внешней жизни: людям советуют найти человека, на которого можно проецировать не интегрированное противоположное начало).

В структуре женской психики Анима представляет ту силу, которая делает женщину женщиной – источник бесконечной возрождающей, питающей и производящей энергии. Анима может быть воплощена в трех архетипах или их комбинации: Возлюбленная, Мать и Хранительница. Эти три названия предложила основательница сказкотерапии – Татьяна Зинкевич-Евстигнеева.

Я вижу, что, Возлюбленная соответствует модальности Ребенка, Мать – Родителя, Хранительница – Взрослого, если проводить аналогии с теорией Эрика Берна.

Авессалом Подводный прекрасно переложил данную концепцию и на астрологию: первые четыре знака – Ребенок, творящее начало, вторые четыре – Взрослый, осуществляющее начало, последние четыре – Родитель, растворяющиеся начала. Сделайте свою натальную карту и подсчитайте, сколько планет приходится на знаки - так узнаете, в какой мере проявляются в вас ваши модальности. Наша психика содержит все три, но одни из них доминируют, а значит, мы живем под ними, а другие проявляются реже, в особых обстоятельствах. Например, у меня поровну Взрослого и Родителя (4 планеты) и вполовину меньше Ребенка (2 или 3, если считать Хирон), что соответствует тем модальностям и архетипам, которые я чаще всего проявляю.

Возлюбленная
Модальность: Ребенок
Знаки: Овен, Телец, Близнецы, Рак
Образы: Прекрасная Дама, Афродита, Русалка, Сирена, Спящая красавица.
Черты: магнетизм, сексуальность, изобретательность, красота и стремление к ней, умение наслаждаться флиртом, сексом, едой и жизнью в целом, азартность, чувственность, умение выстраивать отношения-игры, которые словно в сети заманивают мужчину и с восторгом в них запутывается, чтобы никогда не выбраться из этого сладостного очарования.

Данный архетип помогает женщине выстраивать гармоничные отношения. Гармоничные – это дающие эмоции, энергию, основанные на взаимном обмене энергией (не он бегает за ней в слезах и молит о внимании, и не она бегает за тем, кому она не интересна). «Это не игры-манипуляции, описанные Э. Берном. Это женские игры, разжигающие взаимный интерес, страсть, способствующие развитию партнеров» (Т.Зинкевич-Евстигнеева). Возлюбленная помогает сначала привлечь мужчины, затем выбрать из попавших в ее невод Того Самого (этап отбора) и затем поддерживать отношения, т.е. «работать над ними», как пишут в женской прессе.
Глобально задача архетипа – поделиться любовью и силами с партнером. Чтобы это было возможно, во-первых, у женщины эти силы должны быть и быть в избытке. Это вопрос саморазвития. Инфантильной красотке дать нечего, кроме капризов и социальных штампов-сценариев. Отличный пример в новой экранизации «Золушки»: мать Эллы умеет дарить любовь и силы, и учит свою дочь, как это делать; сестры Эллы – инфантильные красотки, которые создают лишь много шума, а внутри пусты, бегут туда, куда ветер дует, делают то, что другие велят.
Каждый человек может что-то дать другому и получить от него взамен. Гармония будет там, где ваши возможности и чужие запросы сойдутся. Об этом написано немало книг, и я впоследствии расскажу о теории потребностей и языках любви, и, наверно, даже захвачу немного астрологии отношений. Все эти исследования построены на одной простой мысли: «Каждой твари по паре». Поэтому никогда не стоит спешить отдавать и отдаваться прежде, чем поймете, кто вы и чего хотите, а также, кто перед вами и чего хочет он.
«Сказкотерапевты по этому поводу шутят: “есть принцы – включатели, а есть и выключатели”. Принцы-включатели символически включают в женщине архетип Возлюбленной. Ну а принцы-выключатели эксплуатируют женское желание любить и быть любимой».

Тень Возлюбленной: проститутка и стерва
В первом случае женщина на шест залезет, лишь бы получить мужское внимание и низведет отношения с уровня единства тела и души (эмоций и чувств) на уровень исключительно секса. Изнутри ее будет пожирать страх потери внимания к ней.
Во втором случае женщина к мужчинам она не будет относится, как к равным, как к живым. Они для нее будут объектами воздействия, коллекционирования, а их количество – формой самоутверждения. Руководства «Как стать стервой» как раз об этом – учат техникам манипуляции другими людьми, выстраивают образ врага-мужчины.
Жить в вечной тревоге, что ты не самоценна, или в постоянной внутренней войне можно, конечно, но стоит ли?

Хранительница
Модальность: Взрослый
Знаки: Лев, Дева, Весы, Скорпион
Образы: Колдунья, Галадриэль, Мелиан, Баба-Яга, Найтири и ее мать, Персефона (царица Гадеса), Старейшина, Мудрая старуха, Олеся, Гестия.
Черты: большая внутренняя (психическая) сила, самодостаточность, замкнутость, склонность к уединению, высокий уровень саморефлексии, жизнь по внутреннему зову, на своей волне, страсть к психологии, эзотерике и гаданиям, т.е. всем проявлениям коллективного бессознательного, стремление познать мир, проницательность, прозорливость, экстрасенсорные способности, молчаливость, интерес к родовому наследию («тайна крови»).

Этот архетип «подключает» женщину к глубинным пластам женского коллективного бессознательного. Через него женщина может контактировать с Первоматерью – Хаос, Тиамант, Геката.
Это архетип инициирующих, архетип женщин-тренеров. Их слабые побаиваются, сильные стремятся к ним за знаниями. Предлагаю сразу же вспомнить разговоры о Золотых лесах и их хозяйке, сказки о Бабе-Яге, начало отношений Джека и Найтири.
Это женщины немного не от мира сего – иномирные, волшебные и жутковатые одновременно. Именно страх пред их психической силой порождал страшные легенды об их внешнем и моральном уродстве. Женщин с таким архетипом нередко отвергают (уходи, ты чужая!), обвиняют во всех смертных грехах (проекции, проекции!), их опасаются.
Они сознательно и не очень испытывают других на душевные качества, словно зеркало отражают душевные проблемы другого, учат, рассказывают тайное (посредством психотерапии, гадания, натальной карты или вот сейчас, через исследование архетипов). Разумеется, они не популярны, часто не любимы и гонимы. Спускаться в Гадес никто не любит, слышать о себе правду тоже.
Хранительница рассматривает мужчину прежде всего, как продолжателя рода. Что он может дать миру через своих детей? Какие родовые сценарии и ценности транслируются через него? Что нового он привнес в свою историю?
В архетипе Хранительницы также заложены ресурсы восстановления отношений в роду на основе Любви через освобождение членов семьи от обид, гнева, тревог, вины, стыда; через прощение и принятие. Все это делается посредством расстановок Хеллингера или текстовых методик (сказка о роде, ее анализ и переписка).
Опять пример из «Золушки»: она как раз Хранительница (доминанта) + Возлюбленная. Она бережно через свою жизнь проносит материнское наследие, обучает принца основам любви и добра, хранит свой дом.

Тень Хранительницы: черный учитель и изгой
В первом варианте – это тренер, но злой. Учеба у нее происходит от противного: «Я часть той силы, что вечно жаждет зла и вечно совершает благо». В сказках ведьмы, поедающие детей, кровожадные вампирши, злые королевы-мачехи, - все они издеваются над другими, но через это учат. Многие ломаются, начиная мстить, озлобляясь. Это не оправдывает ни одну из сторон. Золушка-Элла, например, не сдалась и так победила своего черного учителя.
Во втором варианте мы имеем Гадкого утенка. Человека не принимают таким, какой он есть – живущего по внутреннему зову, следующего за своей интуицией. Его назначают недоуткой и избегают. Человек начинает жить с ощущением своей никчемности, бессилия, недоделанности, подумывает о самоубийстве или хотя бы самоизоляции от жестокого мира.
Оба случая – проблема неверного распоряжения личной силой: власть искажает любое сердце (Галадриэль недаром прошла испытание Кольцом), мысли о собственном ничтожестве силу рассеивают.
П.С.: какой разной бывает Кейт Бланшетт!

Мать
Модальность: Родитель
Знаки: Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы
Образы: Деметра, Мокошь, Богородица, Изида.
Черты: большая физическая и психическая сила, стремление преобразовывать, творить, улучшать, умиротворенность, щедрость, стремление отдавать, любовь к детям (кто бы ими ни был назначен), заботливость, высокая адаптивность, практичность.

Действие архетипа Матери направлено на создание или улучшение чего или кого-либо. Мать – женская ипостась Творца. Мужская его часть дает идеи, а женская их отбирает, оценивает, выбирая ту, из которой что-то произрастет, далее претворяет ее в материальной форме – в виде ребенка, романа, организованного бала и т.п. это взаимодействие иллюстрируют мифы о непорочном зачатии Матери от Духа.
Архетип Матери помогает в адаптации человека в условиях быстро меняющегося мира. Она учит, как лавировать, куда расти, чему учиться, чтобы вписаться в контекст. Поэтому так хорошо Хранительницам, рискующим стать изгоями, иметь в дополнение жизнеутверждающий архетип Матери. И снова «Золушка»: Эллу изгнали с ее места хозяйки дома на чердак и отобрали имя, но она не сдалась – ей помогла ее мать, которая была воплощением Матери-Возлюбленной.

Тень Матери: отвергающая мать и пожирающая мать
Первая отказывается делаться своими силами – любовью, заботой, энергией. Она жадюга, ей все мало, ей надо больше. Она склонна забирать, а не давать (мачеха Золушки).
Вторая не умеет отпустить созданное ею. Она склонна к гипер-опеке, она нянчиться со всеми, она постоянно стремиться залезть в личное пространство другого, полагая, что ее дети, мужья, коллеги, проекты – это она сама, ее собственность.

@темы: Марафон «Поиск архетипов», Нарративы, архетипы, символы

URL
Комментарии
2015-03-27 в 21:28 

Клав_дия
Таки посчитала свои планеты, получилось:
Солнце, Луна, Меркурий, Венера - в знаках Ребенка;
Марс, Юпитер, Сатурн, Плутон - Взрослого;
Уран, Нептун - Родителя.
Забавный расклад. У меня скорее пробел вместо осознания себя как мамы когда-нибудь в будущем. С такими-то планетами.

2015-03-27 в 22:04 

Ringarin
Ветрокрылая сильфида, зачаровательница магических драконов
Ребенок и Взрослый доминируют, опять же ты героев и расписала как двух взрослых и дитя. Пока все сходится.

Модальность родителя не тождественная социальной роли родителя, поэтому неверно говорить: «нет родителя - не буду мамой или не задумываюсь о материнстве».
Ты просто склонна выстраивать отношения с позиции ребенка (открытость, жизнерадостность, любознательность, эмоциональность, фонтан идей, склонность к мечтам и гедонизму, некоторый эгоизм (все внимание на меня!))и с позиции взрослого: разговор на равных, больше дела - меньше слов, эффективность, деловитость и т.п. А родитель - это опекать, давать советы, поучать, наставлять, тиранить, деспотить, говорить с позиции: я сказала - вы побежали делать.
Детей можно воспитывать в любой модальности:
- как ребенок - быть с ними на одной волне: творить, дурачиться, удивляться, исследовать, мечтать, играть
- как взрослый - видеть в них равного: быть честной, выслушивать его мнение, прививать идею ответственности за свои действия и самостоятельность
- как родитель - опекать: давать советы, наставлять, делать за него, управлять им, говорить от его имени, заботиться и так далее.
Как видишь, много плюсов у любой стратегии)

Поэтому не надо искать проблемы там, где все прекрасно)))

URL
2015-03-27 в 22:09 

Ringarin
Ветрокрылая сильфида, зачаровательница магических драконов
А вот что интересно, так это: все личные планеты, кроме Марса в области Возлюбленной стоят. Т.е. она чуть-чуть доминирует над Хранительницей. И, если помнишь, Хранительница как раз заведует темой продолжения рода, а Возлюбленная ориентируется больше на процессе отношений с мужчиной. Т.е. для одной важнее род, как цельность: прадеды и потомки, а для другой - отношения с мужчиной, их динамика, а дети уже не самое важное и интересное. И в этом свете высказывание «У меня скорее пробел вместо осознания себя как мамы когда-нибудь в будущем» уже не кажется чем-то жутким, фатальным, неправильным: Возлюбленная - вот илюбись себе на здоровье и на счастье избранника. Ну а дети - это уже возможное, но необязательное, дополнение.

URL
2015-03-27 в 22:14 

Клав_дия
Детей можно воспитывать в любой модальности
это да. Я переживаю не то, что не смогу воспитать. Меня больше тревожит, что я детей как-то не особо и хочу. Вроде, все в моем возрасте уже хотят, так положено, а я что-то как-то не очень. Единственная мотивация у меня на данный момент - могу потом пожалеть, если останусь бездетной. Причем мой муж меня существенно старше (36 лет разницы), его дети от первого брака уже выросли, так что он на меня не давит и не торопит. Ему самому тоже вроде не особо надо.
Вот это и проблема - где моя мотивация?

2015-03-27 в 22:17 

Клав_дия
Ну а дети - это уже возможное, но необязательное, дополнение
вот та мысль, которую мне переваривать и переваривать. )))))))

2015-03-27 в 22:22 

Ringarin
Ветрокрылая сильфида, зачаровательница магических драконов
где моя мотивация?
в будущем, а точнее вся она во фразе могу потом пожалеть, если останусь бездетной

И тут вспоминается анекдот: Человека спрашивают, какова у него вероятность увидеть в городе динозавра. Он отвечает: «50 на 50 - могу увидеть,а могу и не увидеть».

Так и ты: можешь пожалеть, а можешь и не пожалеть. А еще можешь продолжать жить в будущем, вместо того, чтобы наслаждаться безоблачным, по твоим же собственным описаниям, сейчас. Нет мотивации - не хочешь. Если появится мотивашка - сделаешь себе детей. Так что дыши глубже, улыбайся шире, всем умудренным «надольщикам» можешь смело говорить, что норма - понятие растяжимое, и что хорошо для одного, не так уж и интересно для других. Себе повторять про динозавра и про великую силу хотения: как захочешь - так и будет, и возраст будет совершенно не важен.

Ну согласись: странное это дело - детей про запас рожать (вдруг пригодятся?)

URL
2015-03-27 в 22:23 

Ringarin
Ветрокрылая сильфида, зачаровательница магических драконов
вот та мысль, которую мне переваривать и переваривать
приятного аппетита ;-)

URL
   

Ringarin. Стилевые истории

главная