СЮРРЕАЛИЗМ - «вернуться к природе, но не подражать ей»


Сюрреализм — одно из ведущих направлений в искусстве XX века. Он развивал идеи дадаизма, сложился в 20-х годах под влиянием идей Андре Бретона. Наиболее ярко это течение проявило себя в живописи, литературе и кинематографе Франции, Испании, США.

Имена художников-сюрреалистов: живописцы - Сальвадор Дали, Хуан Миро, Макс Эрнст; кинематограф - Луис Бунюэль, Жорж Садуль; литература - Андре Бретон, Робер Деснос, Луи Арагон, Поль Элюар, Рене Шара, Анри Мишо.

Художники данного течения провозгласили источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Так главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений. Андре Бретон утверждал, что это направление должно разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную реальность - сверхреальность. В основе Сюрреализма лежат теория Фрейда о подсознании и его метод «свободных ассоциаций» для перехода из сознания в подсознание.

«Манифест сюрреализма» Бретон, 1924: личность обретает свободу лишь в интуитивных психических актах, подавляемых обществом.

Автоматическое письмо читать дальше



Основные черты сюрреализма:
- чёрный юмор
- автоматическое письмо
- алогичность
- символизм
- ассоциативность




Живопись
Сюрреалисты в этот вид искусства привнесли новые техники:

Марк Эрнст – коллаж и фроттаж (техника переноса на записываемую поверхность текстуры материала рельефа посредством натирающих движений незаточенного карандаша) и декалькомания (перевод масляной краски на холст с иной поверхности).

пример фроттажа

Хуан Миро – биоморфная абстракция (пульсирующие цветные пятна). Она является результатом использования техники автоматического письма, при котором высвобождается подсознание. Так же в своих работах он имитирует детские рисунки.

пример биоморфной абстракции

Сальвадор Дали стремится объективировать видения (метод «паранойи»), дать тотальное описание безумия, использует они прием «исчезающих образов», которые как бы растворяются в окружающем пространстве.
читать дальше

Рене Магрит в своих картинах нарочито разрушает пропорции, подобно Дали, совмещает несовместимые предметы или вообще выворачивает образы наизнанку — например, русалка изображена у него как существо с ногами человека и телом рыбы. Его оригинальность проявляется в смеси «черного юмора» и традиционного видения предметов. Его картины основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла, например:

читать дальше

Скульптура. Основным принципом в скульптуре стало мастерство художника. Каноны были отринуты, акцент делался на индивидуальные техники и мастерсво. Например, Хуан Гонзалес был мастером кованых изделий и сделал их предметом искусства.

читать дальше

Александр Колдер создал мобили (или мобильную скульптуру). Это были изящно уравновешенные конструкции из проволоки, шарнирно скрепленные друг с другом и подвешенные таим образом, что они начинают шевелиться от малейшего движения воздуха.

читать дальше

Литература: А. Бритон, Л. Арагорн, Ф. Сукко, Т. Тцара, Жан Кокто.

несколько интересных фактов о литературе

Кинематограф: Луис Бунюэль ("Андалузский пес", "Золотой век"), Девид Линч ("Голова-ластик", "Человек-слон"), Жан Кокто ("Орфей", "Двуглавый орел", "Красавица и чудовище"), Ян Шванкмайер ("Урок Фауста", "Безумие"). Подробнее о сюрреалистическом кино - отдельным постом.