Мифы, сказки, любой роман или фильм нуждаются в правильном подходе. Это живые тексты, с которыми необходимо общаться. И отнюдь не с позиции терминов, логики и реализма (мое нелюбимое восклицание: «В жизни совсем не так! Быть такого не может. Автор отстой!»).
Сложенные из древнейших структур тексты, архетипические тексты, остаются востребованными, интересными и актуальными со дня своего рождения и до последних минут жизни последнего человека на этой планете. Они очень глубокие, очень личные и вместе с тем универсальные, то есть о каждом из нас. Они крайне эмоциональные, способны задеть нас, прикоснуться к нашей душе, разбудить ее, облагородить. Эти волшебные тексты забирают наше время, силы, эмоции. вспомните, в каком состоянии вы находились после «зацепившей» вас картины, фильма, спектакля, музыки, книги. Мир будто бы перевернулся, изнутри волнами поднимались немыслимые чувства, в голове вспыхивали ярчайшие образы, по телу бегали мурашки, взгляд становился бесноватый или рассеянный. Взамен мы получили новые эмоции, новые силы, но, главное, новые смыслы. Случился инсайт, мы вдруг поняли, что происходит в жизни, кто мы и что нам следует делать. Разумеется, такие осознание возможно при условии правильной работы с текстами. О них я и расскажу.
читать дальше1. Мифологические тексты рассказывают о духовном и социальном опыте человечества. Они отвечают на вопросы, кто я и что надобно делать, а также предупреждают, что может случиться, если мы оступимся и не исправимся.
Из поколения в поколение каждый человек переживает типичные ситуации – социальные и душевные, - задается типичными вопросами, испытывает похожие чувства. Заботливые наши предки весь свой жизненный опыт перевели на язык метафоры и сохранили в виде чудесных, трагичных, красивых, ужасных, пугающих и грустных, жизнеутверждающих историй. Поэтому нам не нет нужны изобретать велосипеды, но есть необходимость научиться читать метафоры. А они читаются не только головой, но и сердцем: осознаются и переживаются.
2. Мифологические тексты нельзя понимать буквально. Если мы читаем о герое, победившем дракона, это не значит, что миф учит нас пойти, найти дракона и принести его голову себе в дом, после чего мироздание в виде письма из Хогватса заявит нам: «Ок, зачет сдан. Добро пожаловать в мир взрослых». Все описанное в мифе – метафора, потому иначе невозможно описать внутренние переживания, чувственный опыт, душевный. Это истории о внутренних процессах, о переживании.
3. Мифологические тексты многовариантны в своих толкованиях. В одной сказке может быть заключен множественный опыт. Например, история о красавице и чудовище – это и предупреждение неопытным девушкам, и история о первом любовном и сексуальном опыте, и предостережение «не надо спасать чудищ и перевоспитывать – не получится, если чудище само этого не захочет». Собственно, что и отличает хорошее произведение искусства от плохого: есть глубина или нет. Смотрим мы кино, и все там понятно, предсказуемо и очевидно. Ничего личного, как говорится. Смотрим другое – а там, целый слоеный торт из смыслов, игра-головоломка значений и вдруг мы ощущаем то самое касание за душу…