читать дальшеУровень универсалий. Здесь лежат общие для всех людей мира структуры. Во всех культурах есть женщины, мужчины, дети, представления о доме, дороге, жизни и смерти, добре и зле, любви, подвиге и т.п. Трактуются они различно, выражены в разнообразных образах, но все эти архетипы являются универсальными: когда мы говорим иностранцу «дом», «женщина», «мужчина», то он нас понимает.
Наверняка вы смотрели или читали истории разных авторов и находили соответствия у них: похожие герои и истории. Это случается оттого, что они задействовали архетипы и архетипические сюжеты общечеловеческого уровня.
Уровень локального разнообразия. Здесь мы встречаем различные пантеоны богов - греческие Арес и Афродита, японские лисы-оборотни, египетские Изида и Тот, скандинавские Один и Локи, славянские Ярило и Мокошь, архетипы из сказкотерапии или книги "Герой и бунтарь". Они очень разные - «с характером», потому с ними так легко и приятно себя ассоциировать. Эти структуры - дети универсалий, отражающие частные силы, проблемы, черты. То есть их центр - какой-то универсальный архетип, но дополнительно к нему добавлены черты, которые наделяют его уникальностью, какими-то особенностями - характером.
Уровень родового бессознательного. Здесь живут семейные истории о предках, мифы о самих себе, актуальные для рода сценарии, чья основа - в архетипических сюжетах локального и универсального уровней.
Уровень личного бессознательного. Здесь обитают ваши личные символы и образы, истоки которых лежат в предшествующих слоях, они наделены лично значимыми смыслами и значениями, которые отражают ваш уникальный жизненный опыт. На этом уровне отражена структура отдельной личности (если мы рассматриваем человека), ситуации (если разбираем ситуацию), творческого произведения (если анализируем роман, расклад Таро или свою астрологическую карту).
Уровень сознания и актуальной культуры. Здесь все архетипы и сюжеты обретают форму обстоятельств, внешности, произведений искусства, норма и правил, моды и всего остального. То есть внутреннее становится видимым.
Структура для анализа себя, ситуации, произведения такова:
| Ядро (доминанта) - это самое главное, неизменное, базовое, т.е. определяющее и выделяющее, классифицирующее составляющие личности, ситуации, произведения. Дает ответ на вопрос: кто это? (что это?). Оно состоит из универсалий. Оболочка отражает архетипы слоев локального разнообразия и родовой, которые являются производными от тех, что лежат в центре. Если ядро - подлежащие, то оболочка - определение, она показывает оттенки значений доминанты. Периферия - это ситуативное, изменчивое. Эти составляющие отвечают на вопросы: как? где? каким способом? Это поле содержит все остальные архетипы, какие вообще есть, силу которых можно использовать в зависимости от обстоятельств (когда мы рожаем детей, то активизируется Деметра, когда хотим замуж - Гера и т.п.). Обстоятельства, характеристики, - все это меняется и поддается нашему контролю. Это то, что можно изменить. Это детали, декорации, вкусы, специи - они не изменяют главное, но придают ему разнообразия. То есть, если нам нужно выделить суть, главное, то смотрим на доминанту, а если необходимо увидеть то, что выделят и отличает, то рассматриваем оболочку, если нужно посмотреть на действие в контексте, то рассматриваем периферию. |
Например, произведение. Возьмем стиль. Тело, его цвет, форма, строение, структура - доминанта, базовый гардероб - оболочка, аксессуары - периферия. Сменил сумочку и шарфик - изменил настроение и стилевое направление. Сменить базу сложнее: она подобрана с учетом цвета, линий, фактуры и формы тела и рекомендации по палитре, крою, тканям и узорам останутся непреложными, но стиль одежды поменять легко - классика, спортивный, повседневный. А вот от тела никуда не убежишь. Можно очистить его от лишнего и ненужного (килограммы, шрамы, татуировки, прыщи), можно сделать его сильнее и гармоничнее и накачать энергией (правильное питание, физкультура).
Пример второй - личность Маруси Зайкиной. Она мать троих детей, ее хобби - выращивать дивные цветы, она любит читать модные журналы и шить платья, она весьма сексапильная и очаровательная, мужчины ее обожают. Ядро ее личности составляют архетипы Матери (дарящая любовь, творческая, щедрая, заботливая, плодовитая - на детей и творческие проекты) и Возлюбленной (умение любить и быть любимой, выстраивание гармоничных отношений с мужчинами). Оболочка - их выражение в образах, допустим, олимпийских богинь - Деметры (богиня-мать, любовь к детям и желание их иметь, детьми считаются и растения, и творческие проекты) и Афродиты (любовь, эротика, чувственность и красота, сексапил). Периферию составляет Гефест (принцип творчества - шитье) и Крестьянин (принцип освоения земли, ее украшения, стабильности).
Материал авторский, при копировании ссылка обязательна.