Что кино говорит о теле человека? Какими мы должны и хотим быть? Судя по всему, железными, пуленепробиваемыми и неодушевленными.

С началом массовой экранизации комиксов (приблизительно 2008 год) и культом супергероев меняется отношение к телу. «Темный рыцарь», «Железный человек», «Мстители» и другие картины превозносят машинное тело. Оно мыслится, как более совершенное и более желанное для человека. Ранее, в тех же «Звездных войнах», человеком-машиной был антигерой и его армия.




Бэтмен, Железный человек, Капитан Америка и даже Шерлок Холмс,– всех их объединяет оборотничество (они перевоплощаются в иные личности посредством маски, грима или специального костюма), а также тщеславие, эгоцентризм, жажда признания, славы, известности или власти.

Их маска (или костюм, грим) – знак выхода за норму (закон), герои в маске берут иную личину, чтобы ощутить свободу, в том числе и от оков тела. Они могут летать, преодолевать большие расстояния с огромной скоростью, переносить тяжелейшие удары и травмы. Механическое, тело дает им небывалую силу. Тело в фильмах о супергероях часто показано как ненадежное вместилище для развитого разума или сильного духа, несовершенный инструмент преобразования реальности, досадная оплошность природы. Оно должно быть усовершенствованно, дополнено – мутацией ли, механически или с помощью специального доспеха-костюма.

Одной из важных телесных особенностей супергероев является их неподверженность болезням и смерти. Они не стареют, не умирают, исцеляются от невозможного («Темный рыцарь: Возрождение легенды»). Супергерои – больше чем люди, во многом оттого, что преодолели свое тело и его потребности (во сне, отдыхе, еде).

И именно данные представления о теле сегодня набирают популярность. Достаточно вспомнить высказывания Шелдона («Теория большого взрыва») о его мечте - осуществить перенос его прекрасного разума в совершенное и безопасное, долговечное машинное тело. А можно и ко мне в Скайп заглянуть:

Меня пугает эта тенденция. Культура не просто противопоставила разум и тело, но и стремится уничтожить то, что делает нас нами. Только интеллект, только голова, только знания важны и ценны, все остальное - еда, вода, чистый воздух, секс, природа лишь досадные помехи, заставляющие тратить на себя бесценное время. Или, если быть более поэтичной, «одна ночь любви - это на одну прочитанную книгу меньше». Перекашивает нас: голова большая-большая растет и умная, а тело дряхлеет и умирает от невнимания.