Вода - универсальный символ во всех мировых традициях, она наделена многообразными функциями. В творчестве Толкина она также занимает одно из ведущих мест и обретает функции крещения, искупления, источника жизни или место ее зарождения, исцеления, защиты, границы, пути, проводника воли богов.
Вода, однако, бывает враждебной, гневливой стихией. С этой ее ипостасью связаны мифы о потопе и злых чудовищах, живущих в ней. Мифы о великом потопе широко представлены в Евразии и Америке. Согласно им, потоп уничтожает нечестивых (и щадит праведных). Происходит искупление водой и создание нового мира [3, 5].
В древности представлялось, что через воду человек может узнать волю богов. Она звалась «глашатаем судьбы». Из этой традиции вытекают и гадания по воде. Практика предсказаний с помощью воды была распространена во многих культурах [5].
Мы видим очень широкое ассоциативное поле воды, многофункциональность и фундаментальность символа как в мировой культуре, так и в творчестве Толкина.
читать дальшеМотив крещения мы встречаем в тексте «Сильмариллиона» несколько раз в описании потопа, который возникал всякий раз после грандиозной битвы светлых и темных сил: «Столь яростным было последнее сражение, что северо-запад Среднеземья оказался растерзан в куски. Сквозь множество глубочайших трещин хлынуло море; реки вышли из берегов и с шумом и грохотом скитались по равнинам, ища новых путей, долины вздыбились вверх, а горы вдавились в тело Земли. Великой реки Сириона не стало вообще» [1, с. 305].
Во «Властелине Колец» катастроф, связанных с изменением облика Среднеземья («Властелин Колец» в переводе Н. Григорьевой), не было. Однако мотив очищения от Зла мы находим в описании похода энтов на Изенгард: «Ночью придет вода, поберегитесь. Поначалу она будет довольно грязной, пока не смоет всю здешнюю мерзость. Тогда Изен опять станет чистым» [2, с. 654]. Чтобы вымыть из древнего города все Зло, которое накопилось в нем за время правления Сарумана, энты изменили русло Изена, направив поток воды на Изенгард.
Очищала вода и артефакты: «Берен сразил его и вырвал Ожерелье. Однако, умирая, гном проклял все сокровищаДориата. <... > Берен с изумлением смотрел на Сильмарилл <...>. На камне запеклась кровь. Берен смыл ее в водах реки» [1, с. 284]. Берен смыл не только кровь, но и проклятье, и темную историю сокровища, после чего оно стало чистым и достойным красоты Лютиэн.
Гэндальф, Эарендил, Эльвинг, Берен и Лютиэн - все они проходят своеобразное крещение водой, обретая новые свойства. Гэндальф становится обладателем новой силы, Эарендил - спасительной звездой, Эльвинг - птицей-хранительницей Сильмарилла, Берен и Лютиэн обретают новую, смертную жизнь в Среднеземье.
Помимо кары за грехи и очищения от них, вода представляется источником жизни, местом ее зарождения. Из вод поднимается Нуменор, под шум ночного водопада рождается хранительница Сильмарилла - Эльвинг. «У озаренного звездами залива Куйвиэнен, Вод Пробуждения, очнулись <... > ото сна» эльфы: «... и первыми звуками, которые услышали эльфы, были плеск и журчание бегущих струй» [1, с. 43]. Все эльфийские королевства были созданы близ этой стихии и охранялись ею. Например, Дориат находится у Полусветных Вод, где проходит его граница [1, с. 278]. Гон-долин был выстроен в заповедном месте, которое было защищено волей Ульмо, владыкой вод [1, с. 138]. Зеленые эльфы в первую эпоху жили в Оссиррианде - краю рек, которые их защищали от темных тварей [1, с. 135].
Реки защищали героев и в поздние эпохи: «Ближайший Черный Всадник преодолел уже две трети реки, когда до слуха Фродо долетел яростный рев и тяжкий рокот. <...> река выше по течению неожиданно вспухла. <... > Троих Черных Всадников, бывших на середине брода, смело ревущим валом воды» [2, с. 376]. Водопад скрывал и убежище гондорских защитников рубежа: «Это было словно окно заколдованного замка <...>. Это Окно Заката, прекраснейший из водопадов Итилиена. Никто из чужеземцев не видел его» [2, с. 734].
Есть в книге и упоминание стража врат Гондолина: «и там предстали они перед Эктелионом, Владыкой Источников, стражем главных врат» [1, с. 288]. Эктелион при нападении армии Ангбанда убил Готмога, предводителя барлогов, и сам погиб во время сражения. Он был вождем народа Фонтана и погиб, что примечательно, утянув барлога в глубокий королевский фонтан, где утонули оба [30].
История третей эпохи также дает нам «водного» рыцаря - Имрахиля из Дол Амрота. Он и его войско сражались на Пеленоре и у ворот Мордора: «Йомер быстро перестраивал рохирримов, посматривая в сторону Ворот. Там реял серебряный лебедь Дол Амрота, и рыцари Имрахиля теснили врага от большого пролома» [2, с. 869]. Его символом был лебедь, цвета - серый, голубой и черный («водные»).
Водная защита - как благословение сил Света: если есть благодать над местом и его жителями, то вода оберегает их жизнь и границы. Когда же уходит вода, то уходит и защита: «Весь этот край был холоден и пуст; и безнадежно озирался Хурин, стоя у огромного каменного водопада, под отвесной скальной стеной; не знал он, что только это осталось от древней Дороги Спасения: Иссохшая Река была перекрыта, а сводчатые врата обрушены» [1, с. 274]. Гондолин доживал свои последние дни перед смертоносной войной. Правитель не послушал ни Ульмо, ни совета Экте-леона и остался в городе, в котором нашел свою погибель.
Еще одна сцена описывает уход благодати и защиты: «Теперь же Тингол был мертв, и дух его ушел в чертоги Мандоса; а с его смертью изменилась и Мелиан. В то время власть ее ушла из лесов Нелдорета и Региона, иным голосом заговорила зачарованная река Эсгалдуин, и Дориат стал беззащитен» [1, с. 282].
Море разделяет мир Арды на бессмертный, серединный и смертный (Валинор, Нуменор и Среднеземье), наземный и подземный (Мория), неспокойный и благодатный (Дольн, Лориен), с летящим временем и временем статичным (Лориен), несвободный (восточный берег Андуина) и свободный (западный берег Андуина).
Вода пронизывает мир Арды бесчисленными путями. Есть пути по внешнему миру (путешествие отряда Хранителей по реке) и между мирами (Андуин, несущий погребальную лодку Боромира, отплывающие на Запад эльфы).
Многие герои находили свою смерть в воде: Ниниэль [1, с. 269], Хурин [1, с. 279], Туор и Идриль [1, с. 295], Эарендил и Эльвинг, Боромир, Фродо, Гендальф, Сэм, Бильбо, Леголас, Гимли и эльфы Среднеземья.
Немаловажной функцией воды является ее посредничество между высшими силами и народами Среднеземья. Ульмо описан в «Сильмариллионе» как посланник воли Манвэ, советник эльфов и помощник в их делах. «Властелин колец» уже не сообщает о нем, но в книге содержится, тем не менее, мотив пророчества. Это гадание при помощи Зеркала Галадриэль [2, с. 502].
Исцеление водой, снятие усталости, успокоение, - все это также нашло свое отражение в творчестве Толкина. Вода помогает героям в исцелении безумия Турина [1, с. 249], горечи, страха и ран Туора и др. [1, с. 294], усталости, утолении голода. Во «Властелине колец» описаны волшебные напитки: вода из фляги Глорфиндейла, бодрящая и дающая силы [2, с. 373], мировор [2, с. 443], вода Энтовой Купели [2, с. 578], два вида воды-еды Фангорна [2, с. 586] и [2, с. 592].
Вода - стихия амбивалентная. Нами были перечислены лишь ее позитивные свойства. Однако в мире Толкина она казнит бездуховное, погрязшее в грехах королевство Нуменор [1, с. 335]. Она дает приют чудовищам затемненной Мории [2, с. 457]. Путь в Мордор «украшают» Болота [2, с. 697-698].
Литература
1. Сильмариллион / Дж. Р.Р. Толкин; пер. с англ. Н. Эстель. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.
2. Хоббит, или Туда и Обратно. Властелин Колец / Пер. с англ. Н. Рахмановой, Н. Григорьевой, В. Грушецкого. СПб.: Азбука-классика, 2002.
3. Кэмпбелл Д. Мифы, в которых нам жить [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gumer.info/, свободный.
4. Кощеева С.А. Вода как структурообразующий элемент мира Средиземья в трилогии Дж.Р.Р. Толкина «Властелин колец» // Диалог культур и цивилизаций. Тобольск, 2002. С. 149-152.
5. Энциклопедия древней символики [Электронный ресурс]. Режим доступа: sigils.ru/symbols/, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.