Ветрокрылая сильфида, зачаровательница магических драконов
УРОВЕНЬ УНИВЕРСАЛИЙ
читать дальшеЗдесь расположены архетипы, возникшие во времена архаики, первых поселений и первых государств. Исходя из этого уровень состоит из трех слоев.
Глубинный слой содержит безличные структуры. Это схемы, контейнеры, в которые выкладываются архетипы-доминанты и далее все другие. Вот жители данного уровня:
Начала: Анима и Анимус (или Женщина, Женственность и Мужчина, Мужественность), а также Андрогин (Божественное Дитя)
Оценки: Добро и Зло (или Свет, Солнце и Тьма, Тень)
Состояния: Жизнь и Смерть
Время: Вечность и Ничто (Небытие)
Целое: Мир (большой мир), тело (микромир), стихии (огонь, земля, вода, воздух).
Под началами я понимаю разнообразные стихии и принципы, берущие свое начало в гендерных различиях. Например, астрология и таро делят четыре стихии на мужские и женские (воздух, огонь и вода, земля), Андрогин в астрологии представлен Близнецами и их управителем Меркурием (который в греческих мифах также представлен, как андрогинная сущность), в таро принцип андрогинности мы можем рассмотреть в нулевом аркане. Отвечает на вопросы «кто?» и «какой?»
Под оценками я понимаю этические категории – старое-доброе «что такое хорошо и что такое плохо». Разнообразные оценки берут свое начало в представлениях о добре и зле, т.е. о том, что есть благо для человека и коллектива, и что есть угроза. Под солнцем мир ясен и плодороден, значит, солнце есть добро. Тьма же полна опасностей – не видно ям, дороги, зверя, затаившегося в кустах, значит, тьма – это нечто опасное. Эти представления были сформированы на заре человечества, но они до сих пор из самых глубин веков и коллективного бессознательного влияют на нас, заставляя делать мир на белое и черное, видеть в событиях и людях Бога и Дьявола. Отвечает на вопрос «какой?»
Состояния – это процессуальные характеристики. Они задают параметр движения (развития или деградации), показывая рассматриваемое в динамике: что и как изменилось, что приобрело, от чего отказалось, с чего все началось и как закончилось, по какому пути пошло, сделав выбор. Отвечает на вопросы «как?», «при каких обстоятельствах?»
Время – временные характеристики, показывающие вехи развития. «Время пришло», «пробил час», «еще не время», «пора», «в душе весна», «эпоха заката», «всегда», «никогда», «когда рак на горе свистнет» и т.п. Отвечает на вопрос «когда?»
Целое – это категория интеграции, обобщения.
Второй слой универсалий содержит те архетипы, которые определяют суть, т.е. доминанты.
Начала. Здесь архетипы получают социальную окраску – это обобщенные названия социальных ролей. Они также делятся на "светлые" и "темные" (см. "Оценки"). Например, в светлой части Анимы выделяются Великая Мать, Хозяйка и Возлюбленная – те три древнейшие ипостаси женщины, которые не изменились ни чуть за тысячи лет. В темной ее части обитают Ужасная Мать, Ведьма и Стерва.
Они же в интерпретации "Героя и бунтаря" будут так называться: Опекун, Мудрец/Маг и Любовник. Противоположные им берем из мифов: Мачеха, Моргана, Блудница. Видите, универсалия остается, но на ее основе разные народы или авторы создают свои образы.
В светлой части Анимуса выделяются Правитель, его Вассал, Воин, Крестьянин, Ученый (Учитель), Старый мудрец (Отшельник). Их темные близнецы – это Тиран, Изменник, Убийца, Лентяй, Дурак (не путать с Шутом), Самодур.
Андрогин воплощен в Божественном Ребенке или Творце, а также в Шуте, Дураке, Плуте (Хитреце). Он может быть как спутником мужских архетипов, так и женских. И самые древние мифы это подтверждают: герой путешествует вместе с Трикстером, который может быть как доброй силой, так и злой, но одно остается неизменным – он учит героя, помогая ему быть лучше. На уровне образов это и Горлум, и Одиссей, и Амур, и капитан Джек Воробей, и многие иные.
Если проводить аналогии с теорией Эрика Берна, то Родитель воплощает женский принцип, Взрослый – мужской, а Ребенок – андрогинный.
Аналогии в астрологии: Овен, Телец и Близнецы, Рак – Ребенок, Лев, Дева, Весы, Скорпион – Взрослый, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы – Родитель. Ребенок несет в себе энергию творения (новые планы, мечты, эйфория, зарождение чувств). Взрослый – энергию действия (осуществление планов и мечтаний Ребенка). Родитель представляет силу распада (корректировка планов и действий, уничтожение ненужного, хранение и передача важного другим).
Аналогия в таро: арканы с нулевого по шестой – творение, с седьмого по тринадцатый – осуществление, с четырнадцатого по двадцатый – распада, а двадцать первый – это целостность, единство или Самость.
Оценки. Это уровень сил, которые окрашивают остальные архетипы в светлые или темные тона: на уровне личности мы выделяем Самость и Тень, например. Одним представляется, будто добро и зло – стихийные силы, которыми управлять невозможно, она считают важным умаслить их, проведя ритуалы (потереть пузико гипсовому Хоттейчику, чтобы было добра в виде денег побольше). Другие же считают, что они сами властны над своей судьбой, могут управлять своими внутренними Светом и Тьмой и через это влиять на соотношение хорошего и плохого в своей социальной жизни: перестал хамить окружающим – люди стали лучше относиться, например.
По отношению к доброму и злому можно говорить об уровне зрелости личности. Одна делят мир на черное и белое, другие видят его лишь серым, третьи разглядывают радугу смыслов и оценок. Принятие хороших и сложных обстоятельств так же характеризует нас, как инфантилов или же как взрослых людей: для одного отсутствие повышения в должности – это козни мерзкого начальника, а для другого – повод пойти на курсы повышения квалификации.
Состояния. Жизнь и Смерть показывают динамику развития или упадка, и потому подразделяются на следующие архетипы:
Жизнь: Рождение, Перерождение, Воскресение, Путь (Дорога)
Смерть: Разложение, Распад, Падение (деградация, упадок). На этом уровне появляется новый архетип - Выбор (Развилка).
Каждый день мы выбираем: встать раньше или поспать еще, сделать зарядку или оставить на далекое потом, вступить в конфликт или отшутиться (или дистанцироваться), сражаться или поддаться и т.п. Каждый наш выбор продвигает нас по Дороге Жизни или же способствует откату, падению.
На каждом Пути расставлены для нас заботливым Мирозданием Указатели (Знаки, Подсказки): «Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – жизнь отдашь, прямо пойдешь – невесту найдешь». И лишь от нас зависит, прислушаемся ли мы к подсказкам.
Время. Вечность и Ничто (Небытие) распадаются на более мелкие (и обозримые для нас, смертных) промежутки:
сезонный архетип: Зима, Весна, Лето Осень
триада времени: Прошлое, Настоящее, Будущее.
Всему свое время – гласит народная мудрость. И действительно: нам следует жить здесь и сейчас, т.е. действовать и (или) наслаждаться текущим моментом вместо бесплотных сожалений о прошлом или мыслях о будущем. Есть время для того, чтобы затаиться в тиши для раздумий, систематизации полученного опыта и знаний (зима), есть время для вдохновенного мечтания, есть пора активной работы по реализации мечты, а есть и время почивать на лаврах. И горе тому, кто всю жизнь проведет в мечтаниях или фантазиях о своем величии – вечно текущее одно состояние не предначертано человеческой судьбой, мы не эльдары, мы люди, и потому наша судьба – смело идти по дороге жизни, меняясь и ни за что не сдаваясь. (Господи, как же я люблю Толкина! Он все это так потрясающе доходчиво описал!).
Целое. Мир есть наш общий дом – огромный, щедрый и дикий, потому полный сюрпризов. В эпоху первых поседений люди стали строить себе жилища, перестав скитаться по свету. Архетип целого мира сменил более маленький, но не менее важный и эмоционально насыщенный – Дом.
Дом – это микромодель всего мира. Посмотрите на свое жилище. Какое оно? Как вы к нему относитесь? Чего ему желаете, каких изменений? Ваш дом отразил ваше представление о мироздании. Вам уютно? Тепло? Безопасно? Красиво? Светло? Или же кругом царит хаос, весьма далекий от творческого беспорядка? Вам не сидится в этих давящих четырех стенах? Сделайте выводы и возлюбите уборку как мистический акт приведения своего мира в порядок. Вы не просто домохозяйка с веником, а Творец мира.
Второй ряд архетипов Дома выразил представления о Центре мира – Древо, Гора, Человек. И вновь вспомним творчество Профессора: Торин, похороненный под Одинокой горой, Арагорн, правящий из города, вырезанного в горе, на знаменах которого изображено Древо королей. Подробнее о символике древа здесь.
Третий слой. Общество развивается, формируются государства. Потому появляются новые архетипы-доминанты.
Оценки. Мы помним пирамиду Маслоу: удовлетворив первичные потребности, человечество смогло подняться на уровень выше – а там как раз родились социальные ценности и их архетипы (Успех, Доверие, Справедливость, Честь И Достоинство) и эстетические (Красота, Возвышенное, Волшебное, Чудесное). Так появились на свет Красота и Уродство, Любовь и Ненависть, Благородство и Трусость.
Состояния. К указателям-подсказкам добавились Помощники и Ресурсы (появились Друзья, Враги и Оппоненты).
Целое. Государство стало новым представлением о Доме, о Мире. Теперь человек был не частью природы или рода, он стал гражданином (а сейчас мы снова вернулись к Миру – граждане мира мы). Государство стало сакральным явлением, его потеря, смута или революции были сопоставимы с концом Мира – апокалипсисом. А гибель короля было сравнимо с гибелью Бога.
Далее произошло разделение на царство Духа (ум, мир идей), царство Людей (социум) и царство Души (Гадес, Ад, любой иной подземный мир). Культура разделила тело и голову (дух и материю, разум и чувства, эго и подсознание, мужское и женское) и четко противопоставила их друг другу (как и не было Андрогина). Женское стало «плохим» и неприемлемым – проявление эмоций, исследование души (в подземные чертоги перестали ходить и начали ходить слухи, что мало людей оттуда возвращаются живыми), инстинктивные реакции заменила мораль.
Архетип Государства распался на два (а где-то три) вида: идеальный мир (Рай, Земля обетованная), ужасный мир, полный хаоса (Ад, неизведанные земли) и Чистилище. Для нашей культуры последнее несвойственно.
УРОВЕНЬ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ
читать дальшеНа данном уровне все вышеприведенные архетипы обрели плоть и кровь в образах богов и богинь, героев и злодеев различных пантеонов и исторических эпох.
Под культурой я понимаю два аспекта, влияющих на структуру данного уровня:
1. культура как система ценностей, набор традиций, ритуалов и здесь мы будем различать европейскую культуру (и все ее ответвления – культура Англии, России, Германии и т.п.), азиатскую (аналогично) и другие
2. культура как эпоха – Древний мир, Средневековье, Ренессанс, Новое время и так до сегодняшнего глобализированного общества постмодерна.
Все они добавляли новые характеристики к архетипам или уже убирали их. Так Добро было персонифицировано в образе Христа, а в советское время – Вождя (и что-то ничего с тех пор не изменилось). Великая Мать принимала образы Реи-Кибелы и Кали, Деметры и Мокоши, потом воплотилась в Богородице (самым почитаемым архетипов в России), Родине-Матери и т.д. Возлюбленная воспета в образах Афродиты, Прекрасной Дамы и Незнакомки.
УРОВЕНЬ ЛИЧНЫХ СИМВОЛОВ И ОБРАЗОВ
читать дальшеЗдесь мы встречаемся с собой и своей судьбой, своими желаниями (потребности, ценности). Мы можем рассмотреть, какой «узор судьбы» был сплетен для нас (жизненная программа) и что мы из себя предствляем, т.е. мы находим, какие в нас доминируют архетипы и сюжеты, в каких образах они проявлены.
УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ – РЕПРЕЗЕНТАЦИИ АРХЕТИПОВ
читать дальшеНа этом уровне внутреннему содержанию человек и человечество в меру своего развития и способностей придают форму. Это могут быть бессмертные мифы, романы, киноленты, картины, симфонии, прекрасные или ужасные строения, дороги, изобретения. А также это может быть одежда, особенности дизайна личной комнаты или квартиры, события, образ жизни, окружение.
@темы: Нарративы, архетипы, символы
А коллаж какие "необходимые пометки" должен содержать?
все те, которые тебе непременно захочется сделать.
Посетите также мою страничку
anotepad.com/note/read/m6mpbatk открытие счета в иностранном банке закон
33490-+